Психомоторное развитие

 

Новорожденный ребенок - это беспомощный человечек, который, еще толком не обладает контролем над собственным телом, но уже противостоит совершенно чуждому ему миру. Малыш не выжил бы без помощи взрослых. В первый год жизни он научится контролировать собственные движения, изучит свое тело, познакомится с окружающими его людьми и предметами, произнесет первые слова и сделает первые, еще не уверенные шаги.

 

психомоторное развитие ребенка

 

Мои ручки и ножки

 

Когда ребенок начинает подводить руки ко рту - часто это происходит вскоре после появления на свет - это значит, что он уже учится хватать.  В два месяца он играет со своими руками, в три или в четыре - протягивает ручки к игрушкам, а предметы побольше пытается даже ухватить.

 

психомоторное развитие ребенка до года

 

Если малышу удается удержать интересующий его предмет, он тут же направляет его в рот, чтобы ощупать губами и языком. В шесть или семь месяцев он прикладывает предметы из одной руки в другую, ребенок в восемь месяцев - учится держать мелкие вещи указательным и большим пальцами. В возрасте одного года ребенок уже полностью осваивает ножничный и пинцетовый способы хватание предметов.

  • Новорожденный держит руки сжатыми в кулачки и раскрывает их, только когда вы прикасаетесь к нему.
  • В три месяца он раскрывает ручки и тянет их в рот, протягивает их в разные стороны и по направлению к взрослым, которые за ним наблюдают.
  • Начиная с четырех месяцев ребенок может брать некоторые предметы и удерживать их в руках. Начиная с полу года он уже перекладывает их из одной руки в другую и даже играет с ними. Но предметы пока еще частенько выпадают из его ручек.
  • В возрасте от восьми до девяти месяцев ребеночек уже умеет поднимать предметы так называемым ножничным приемом. В возрасте одного года этот прием уже отработан в совершенстве и выполняется большим и указательным пальцами.

 

ребенок держит

 

Хватательный рефлекс

 

Если вы прикоснетесь к младенцу, он схватит ваш палец и будет держать его. Это пока еще не сознательное движение, а рефлекс, который пропадет лишь к завершению второго месяца.

 

хватательные рефлексы

 

Такой же рефлекс проявляется и на пальцах ног. Если слегка нажать на стопу ребенка, он сожмет пальчики; часто вызывая этот рефлекс, вы тем самым поможете малышу укрепить мускулатуру рук, а значит, он быстрее привыкнет совершать самостоятельные движения.

 

Освоение собственного тела

 

Уже на первом месяце жизни ребенок может хватать рукой предметы, он еще далек от того, чтобы отправлять их в рот для дальнейшего изучения. Малыш совершает произвольные движения руками.

 

ребенок сосет пальцы

 

Со временем у него появляется потребность как можно больше узнать обо всем, что его окружает, и первым предметом для такого изучения становится его собственное тело. Сначала он исследует свои руки и ноги, затем лицо, голову, и половые органы. В начале жизни важнейшим органом осязания у ребенка является рот. Поэтому все, что малыш может достать, он направляет в рот, в том числе - свои собственные пальцы, однажды ребенок поймет, что пальцы являются частью его тела.

 

Практические советы – «Игрушка – бабочка»

 

Чтобы побудить малыша двигать ножками и ручками, дайте ему в первые месяцы жизни несколько простых игрушек, таких, как погремушки, пластмассовые бабочки, пустые яркие баночки и коробочки. Бабочку лучше повесить над кроваткой, поскольку в первое время самым удобным положением для ребенка является положение лежа.

 

первые игрушки для новорожденного

 

Здесь важно заметить, что в поле досягаемости вашего ребенка не должны попасть мелкие предметы или хрупкие игрушки, поскольку в силу своей привычки все пробовать на вкус, малыш может подавиться ими. Детям очень нравятся музыкальные игрушки, издающие различные звуки и при движении. Совсем скоро ребенок научится сам заводить их.

 

Осторожно! Очки, волосы, серьги

 

Новорожденный обладает хватательным рефлексом, поэтому будьте готовы к тому, что как только ваши волосы коснуться его ручек, он немедленно схватится за них. Позже будут очень привлекать ваши серьги, очки и цепочки, особенно если они блестят.

 

хватательный рефлекс у новорожденных

 

Поэтому, играя с ребенком, не надевайте драгоценностей и снимайте очки. Если малышу удастся схватить их, то вряд ли он согласится отдать их обратно.

 

Первые слова

 

В пять или шесть месяцев, когда ребенок уже научился произносить разные звуки, приходит черед попытаться построить из них слова. На первых порах он постоянно соединяет согласный звук с гласным, причем из согласных преобладают так называемые смычные согласные ("б", "д", "г"), и лишь позднее -  носовые звуки, например,  "м" и "н". Первым гласным звуком является "а". На этой стадии малыш с удовольствием повторяет слоги. Из да-да и ба-ба скоро появляются ма-ма и па-па. Пройдет еще немного времени, и он сможет повторять слоги, которые слышит. К году ребенок уже умеет говорить три или четыре слова и различать их значения.

 

когда ребенок начинает говорить

 

  • К четырем месяцам ребенок уже научился произносить различные звуки, его бормотания и лепет привлекают внимание родителей.
  • В шесть или семь месяцев малыш соединяет в слоги гласные и согласные звуки и, когда родители произносят их, повторяет их.
  • К концу первого года жизни ребенок легко повторяет то, что слышит, не понимая, однако, значение того, что произносит.
  • Однако уже очень скоро он объединит слова и их значения и скажет "мама" и "папа".

 

"НЕТ!"

Значение слова "нет" ребенок запоминает очень быстро. Его часто произносят родители, когда запрещают своему малышу сделать что-либо нежелательное или опасное. Скоро ребенок и сам научится употреблять это слово.

 

ребенок познает  мир

 

Чтобы малыш хорошо понял его значение, произносите его с ударением и подчеркнуто твердым голосом, с соответствующей жестикуляцией.

 

"ДАЙ!"

Ребенок уже понимает, что не все вещи, которые ему интересны, находится в поле досягаемости. Как же до них добраться?  Можно доползти на четвереньках, а можно попросить маму:  "Дай!" - и протянуть руку.

 

ребенок начинает говорить

 

Практические советы

 

Важно уже с рождения стимулировать развитие органов чувств у новорожденного - это очень важно для ребенка. Почаще беседуете с малышом, рассказывайте ему, что в данный момент делаете, задавать ему вопросы, даже если он пока еще не может ответить на них. Будьте уверены: он внимательно слушает вас и однажды озадачит своим ответом. Повторяйте за ним его лепет, пойте или читайте ему что-либо вслух. Однако следите за тем, чтобы не переутомить малыша. Время от времени ему нужна передышка.

 

как общаться с новорожденным

 

Дети с отклонениями в развитии

 

Все вышеизложенное относится к нормальному развитию здорового ребенка. Мерилом нормального развития считается последовательная смена всех его стадий. Конечно, если ребенок к предусмотренному сроку не сделал какого-то определённого шага в своем развитии, то это еще не означает, что ребенок с отклонениями в развитии. Однако и полностью игнорировать такой сигнал тоже не следует. Обратитесь к детскому врачу, а тот уже после тщательного обследования установит, идет ли речь о нарушении процесса развития ребенка. Как правило, родители склонны проявлять беспокойство безо всякой причины. Не все дети развиваются одинаково быстро, и в подавляющем большинстве случаев это ровным счетом ни о чем не говорит. С другой стороны, отклонение в развитии ребенка остается фактом: малыш не развил в себе определенную способность в соответствии с требованием к своему возрасту, и на это стоит обратить внимание. Посещение врача - специалиста устранит все страхи и сомнения, а если проблема со здоровьем действительно возникнет, то можно незамедлительно начать соответствующее лечение.

 

развитие ребенка

 

Признаки нарушений в развитии

 

Если ребенок к третьему месяцу жизни продолжает держать кулачки сжатыми и при этом большой палец прячет под другими пальцами, то детский врач непременно должен выяснить, лежат ли в основе этого причины неврологического характера. Малыш может сжимать кулачки как на одной, так и на обеих руках. Если мышцы с внутренних сторон бедер ребенка к пятому месяцу жизни все еще остаются напряженными, то вам также следует проконсультироваться с врачом. О гипертонусе мышц бедер можно говорить, если бедра не могут образовывать по отношению к друг другу угол более 90 градусов.

 

нарушения в развитии ребенка

 

Развитие вашего ребенка

 

Мы рекомендуем вам воспользоваться нашей таблицей, чтобы проследить, как развивается ваш ребенок.

 

развитие ребенка до года

развитие ребенка по месяцам

 

Важно!

  • Психомоторное развитие ребенка протекает параллельно с созреванием спинного мозга. Оно начинается с головы и верхних конечностей и продолжается через торс к нижним конечностям.
  • Не все дети проходят все последовательные стадии психомоторного развития.  Некоторые перескакивают их без какого-либо ущерба для здоровья.
  • В процессе психомоторного развития недопустимо любое пренуждение ребенка. Он сам будет открывать для себя новое, когда придет время.
  • Однако уже с первых дней жизни малыша необходимо стимулировать его развития.  
  • Пробудить интерес маленького ребенка и вызвать радость может в принципе любой предмет. Надо лишь следить,  чтобы он был не слишком маленьким и хрупким и не имел острых  углов.
  • Не оставляйте своего ребенка без присмотра надолго, но и не опекайте его чрезмерно.
  • Постарайтесь, чтобы ваш ребенок контактировал с разными людьми: членами семьи, друзьями и знакомыми.  Это способствует развитию его социального поведения.
  • В первые месяцы жизни у ребенка имеется только одно средство для выражения своих потребностей: - плачь .
  • Если у вас возникают сомнения или опасения, не стесняйтесь вызывать врача.