Ребенок не разговаривает

Ребенок не разговаривает – и ему сразу диагностируют различные нарушения неврологического характера, аутизм, задержку речевого развития. Но что же делать в этой ситуации родителям? Прежде всего, стоит определить существующие нормы.

Педиатрия давно уже вывела нормативы речевого развития в соответствии с каждым возрастом ребенка. Считается, что на первом году жизни малыш должен знать несколько предметных названий и говорить около 10 слов в «облегченном» варианте. Когда ребенку исполняется 2 года, он уже должен уметь строить короткие предложения и фразы, а также обладать словарным запасом в 50 слов. Затем начинается настоящая речевая «лавина». Но каждый ребенок отличается своими особенностями развития и вовсе не стремится соответствовать нормам, в том числе и в том, что касается речи.

Некоторые родители стараются вовсю догонять сверстников своего крохи, не учитывая его индивидуальных особенностей, а некоторые, напротив, недооценивают всю сложность ситуации. Если другие малыши уже легко составляют сложные предложения, а ваш – всего лишь произносит несколько слов, да и то с трудом, обязательно стоит обратиться к специалисту. Не стоит рассчитывать, что ребенок сам собой подтянется до уровня сверстников. Иначе можно затянуть проблему до начальных классов школы, когда деваться уже будет некуда. А малыш, которого не понимают сверстники, становится замкнутым, угрюмым, агрессивным, ведь он не может строить естественные отношения в коллективе.

Не стоит списывать какие-то нюансы речевого развития на лень, застенчивость, особенности характера. К задержке речевого развития могут привести:

  • Травмы в родах;
  • Тяжелые инфекции, протекающие скрыто;
  • Гидроцефалия;
  • Органические поражения слуховых органов;
  • Нарушения в зонах мозга, отвечающих за способность к обучению.

В наши дни также часто диагностируется аутизм. И дети с задержкой речевого развития, и аутисты нуждаются в медицинской помощи, и желательно – на самом раннем этапе, когда еще возможно откорректировать ситуацию и не допустить грубых отставаний в развитии.

Бить тревогу родителям не стоит – это проблему не решит. Только опытному специалисту-неврологу под силу определить, где серьезная патология, а где – индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому в первый год жизни важно полностью проходить все назначенные консультации невролога, ведь именно в этот период полноценно формируется нервная система малыша.

Диагностика с вызванными потенциалами

Знания специалистов, качественная диагностическая база и передовые технологии – все это необходимо, чтоб диагностировать возможные нарушения в нервной системе еще на ранних этапах развития. Профессиональная диагностика позволит выявить всевозможные отклонения еще в младенческом возрасте, а также оценить уровень поражения ЦНС и сделать прогноз по дальнейшему речевому и интеллектуальному развитию. Это диагностика с вызванными потенциалами – метод исследования, оценивающий функционирование даже самых глубоких мозговых структур, что недоступно даже ЭЭГ.

Благодаря такой диагностик можно не только определить степень поражения, но и узнать природу нарушений. В частности, позволяется выяснить, что задержка речевого развития связана с патологией мозговых зон или же она возникла из-за органических нарушений слуха. В зависимости от определенной причины и назначается соответствующая программа лечения.

Если провести необходимый курс лечения еще в первые месяцы жизни малыша, то все нарушения могут совершенно никак не проявиться. Уникальные методы диагностики позволяют поставить диагноз в самом раннем возрасте, тем самым минимизируя возможные риски. Кроме того, такая диагностики поможет оценивать промежуточные результаты лечения. Таким образом существенно сокращаются расходы на лечение и можно вовремя перейти на другую медикаментозную программу, если предложенная окажется неэффективной для конкретного организма.

Способы лечения

Современной медицине под силу успешная коррекция патологий ЦНС – тех, из-за которых возникает задержка речевого развития. Вполне реально адаптировать к самостоятельно жизни детей-аутистов, сформировать у них все нужные для этого навыки, а также снизить порог агрессивных проявлений.

Новейшие аппаратные технологии демонстрируют в этом аспекте отменный результат. Считается, что именно этим методам, а не употреблению медикаментов, стоит отдать предпочтение.

Например, технология биоакустической коррекции мозга позволяет точечно стимулировать пораженные структуры мозга – и все это без лекарств, которые «славятся» побочными эффектами при приеме. Также на зоны, подвергшиеся патологическим изменениям, можно воздействовать и микротоками. В этом случае задействуются все биологически активные точки тела – метод носит название чрезкожной микротоковой рефлексотерапии.

Для того, чтобы наладить работу центральной нервной системы, используются и еще две инновационные методики, связанные с микрополяризацией – это транскраниальная и трансвертебральная поляризации. Они совершенно безболезненны и легко переносятся ребенком в любом возрасте. Главное – вовремя начать лечение, и поразительно высокие результаты обеспечены. Благодаря такому аппаратному воздействию подавляются:

  • головные боли;
  • перевозбудимость;
  • нарушения сна;
  • агрессивность.

Устраняется со временем и сама причина нарушений, после чего от проявлений заболевания не остается ничего. Так, специалисты знают, что следует вначале нормализовать выработку мозговой жидкости, ликвора, а потом уже обеспечить снижение давления внутри черепной коробки, что и позволит мозговым структурам развиваться так, как им и положено.

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка и обеспечить формирование правильных речевых навыков, можно использовать передовые развивающие методики:

  • компьютерные логопедические программы;
  • музыкальные тренировки Томатиса;
  • тренировки на стабилплатформе.

Сочетание передовых техник лечения позволяет нормализовать состояние даже тяжелых малышей, восстановить их и подготовить к восприятию общеобразовательной программы.

Особенности выбор медицинского центра

Лучше всего отдать предпочтение той компании, где используется несколько передовых технологий. Ведь в арсенала у врача должен быть выбор, чтобы предложенная им методика была индивидуальной, соответствовала потребностям конкретного малыша. Ведь время в процессе лечения не должно быть упущено.

Естественно, нужно обращать внимание и на лечащий персонал клиники. Лучше, если малыша с нарушениями будут с самых первых дней лечения вести одни и те же специалисты. Это позволит учитывать все особенности развития конкретного ребенка и при необходимости собрать консилиум из нескольких профильных специалистов.