Как воспитать ребенка

Разные подходы в воспитании у родителей

Сейчас существует множество направлений в воспитании детей, стало популярным считать что воспитание это не натуральный, не природный процесс, и это не нужно, а может даже вредно для ребенка. Вредность зависит от метода воспитания. С приходом эпохи гуманизма изменилось отношение к воспитанию, в сторону уважения личности ребенка и осуждения любого насилия. На сегодняшний день, в основах современной психологии и педагогики лежат эти ценности и принципы, уважения к личности человека.

как воспитывать детей

Воспитание – это обучение ребенка жить в социуме, какой-то определенной культурной среде. Вообще воспитание, это культурный феномен, в зависимости от общества, народа, культуры, традиций и обычаев оно отличается. Все-таки в каждой культуре, правильно по-своему.

воспитание детей

Например, в США, главными ценностями считается свобода, честность, индивидуализм. В Китае и Японии наоборот, главными ценностями является коллективизм, умение интересы коллектива поставить выше своих. В Индии главными ценностями является уважение к старшим, к иерархии, так как у них до сих пор есть кастовая система. В Индии, с самого маленького возраста, учат детей не выражать свои негативные эмоции, быть терпимым друг к другу, это также связано с их религией.

воспитание детей в Индии

В Англии, с самого маленького возраста, учат правилам хорошего тона, правильно вести себя за столом, красиво общаться в обществе и уважать свои традиции. Что касается нашей страны (постсоветских стран), то нам немного сложнее, так как несколько предыдущих поколений воспитывались в одном советском духе. На сегодняшний день, нашим родителям немного сложно из-за того, что воспитание закладывается в самом раннем детстве, в подсознании. Необходимо приложить немало усилий, чтобы начать воспитывать ребенка не так, как воспитывали нас, а немного иначе.

воспитание детей до года

Воспитание, как правило, происходит за счет подражания детьми родителей, но существует целенаправленное воспитание.

Целенаправленное воспитание разделяется на три блока:

- Обучение правилам безопасности

- Обучение чистоте и порядку

- Обучение ребенка культурному общению

Обучение правилам безопасности

Первое из направлений самое сложное для родителей, так как хочется уберечь ребенка от опасности и предотвратить от чего-то плохого.

целенаправленное воспитание

Некоторые дети могут несколько раз мокнуть руку в чай, и начать понимать слово «горячо», такая педагогика напоминает взгляды советских педагогов Никитиных, они были знамениты вначале прошлого века и сделали революцию во взглядах воспитания на тот момент. Они говорили о том, что ребенка нужно приучать безопасности по средствам опыта.

как развивать ребенка

Педагоги приводили такой пример, что когда мама готовит на кухне суп, она может позвать ребенка и дать ему возможность дотронуться в горячую воду, чтобы вода была в меру горячей, но можно было почувствовать дискомфорт и при этом не травмироваться. В этот момент мама говорит ребенку «горячо!» или «опасно!» и у ребенка в этот момент происходит нейронная связь, он запоминает свои ощущения и слово. В следующий раз, когда мама говорит снова «горячо!», ребенок вспоминает свои ощущения на уровне тела и в этот момент может остановиться и понять что мама от него хочет. Также Никитины говорили, что можно начать объяснять, когда ребенку 6 месяцев, пониманию не только горячее, но и колючее, острое, так как в доме находится масса опасных предметов, нож, ножницы, иголки, так как проконтролировать все нельзя, важно ребенка этому обучить. Есть моменты, когда ребенок только начинает двигаться, ползать, тут возникают другие сложности и опасности, когда ребенок может скатиться с кровати, с лестницы, со ступенек, в это время малыша можно обучать не словесно, потому что они ещё плохо понимают слова, а телесно.

развитие ребенка до года

Например, он слазит с кровати головой вниз, мы берем его и аккуратно переворачиваем ногами вниз и говорим, что так безопаснее. Конечно, с первого раза ребенок этого не поймет, но после повторения таких моментов, у него обязательно отложатся навыки в памяти. Точно также, если ребенок слазит со ступенек на попе, мы можем аккуратно его перевернуть на живот и сказать, что так будет безопаснее. Что касается детской площадки, некоторые родители позволяют ребенку с самого маленького возраста 1 - 1.5 года спускаться с горки на животе, ногами вниз, дети с возраста 1.5 года уже могут сами подниматься на горку и съезжать на животе, при этом чувствуя свою самостоятельность. В системе Монтессори, которая тоже распространилась вначале прошлого века, были похожие взгляды.

Монтессори обратила внимание, что ребенок в год, два, три, просто магнитом тянет к всяким бытовым вещам, это ножи, иголки. Ребенок хочет принимать участие с родителями в быту, и вместо того, чтобы просто оградить ребенка от опасностей, она считала, что нужно позволять ребенку пользоваться различными предметами, но более в безопасной форме. Например, предложить детские ножницы, нож, и ребенок в два года уже мог сам себе резать фрукты. Некоторые дети очень любят работать с иглой, в возрасте 2,5 года они могут с интересом пришивать картонки и получать от этого огромное удовольствие. В таком возрасте, конечно необходимо следить за ребенком и понимать, что он ещё не может в полной мере себя контролировать, не так сильно развита моторика и психомоторное развитие, но позволять совершенствоваться в этой моторике, тоже очень важно. Детские психологи советуют, ребенку в 3 года и старше, давать читать и смотреть иллюстрации книги «Правила безопасности» Юлии и Елены Соколовой.

С точки зрения психологии, любое движение человека, не только ребенка, исходит из импульса, из возбуждения, а у ребенка процессы возбуждения значительно превышают процессы торможения нервной системы, поэтому если ребенок в маленьком возрасте, особенно от года до трех лет, что-то себе надумал и куда-то стремится, очень сложно его остановить. В данном случае, можно его не останавливать, а перенаправить в более безопасное русло. Родителей интересует вопрос, что делать в самых критических случаях, когда ребенок стоит где-то на краю и может сделать шаг и упасть.

физическое развитие детей

В этом случае можно говорить ребенку команду «стоп!», ребенок понимает, что ему нужно остановиться и стоять на месте, но если родители довольно часто в быту употребляют его, ребенок перестанет воспринимать это слово, поэтому старайтесь использовать его только в критических случаях. Например, в Японии слово «нельзя» не используют, они используют более информативный посыл, родители объясняют ребенку конкретно словами: опасно, осторожно, грязно, больно. Таким образом, ребенок понимает, что от него хотят родители, а не просто слово «нельзя», как будто он сам принимает решение, делать ему это или нет.

Обучение порядку и чистоте

Психологи выделяют сенситивные периоды, это периоды более открыты к приобретению новых навыков ребенка. Обычно период приучения к чистоте и порядку проходит с года до трех.

Обучение порядку

В этот период и родители могут увидеть, что дети хотят принимать участие в хозяйстве, находиться с мамой на кухне, пылесосить. Хотя дети делают это неловко и иногда даже мешают родителям, но важно в этот момент ребенка поддержать, дать возможность помочь, тогда этот навык у них будет закрепляться, и будут делать это охотно. Если этот период пропустить, то уже в 4 – 5 лет будет намного сложнее приучить ребенка к порядку. Та же Мария Монтессори, это наблюдала, описывала, поэтому в своей школе, она предусмотрела специальную среду, где все адаптировалось для ребенка.

принципы Монтессори

Место, где он может убирать столик, иметь маленькую тряпочку, маленькую шваброчку, маленький веник, и тогда ребенку удобно приучаться к порядку. Даже дома вы можете адаптировать место, что-то предусмотреть для ребенка, какую-то тряпочку, либо уголок с игрушками, чтобы ребенок понимал, что это его уголок, и он должен за ним ухаживать, убирать, складывать игрушки. Ребенок не сможет убрать все игрушки, для него это слишком сложно, поэтому если вы хотите чтобы он убрал за собой, то сделайте так, чтобы игрушек было как можно меньше, до 10 игрушек в его уголке. Тот же Зигмунд Фрейд, в свое время описывал эту стадию, как анальную стадию развития.

приучение к горшку

Он считал, что именно в это время, когда приходит период приучения ребенка к горшку, у него появляются и другие навыки, такие как стремление к порядку и чистоте. Родителям важно поддержать малыша в этот период, при этом не осуждать, не стыдить и не наказывать за его промахи, лучше это делать с поддержкой и пониманием. Если ребенка стыдить и осуждать, то может сформироваться анальная фиксация. Человек, во взрослом возрасте, имея такую фиксацию, проявляют чрезмерную педантичность, они придирчивы ко всему, даже есть определенные фобии к грязи или микробам. Нужно понимать, что у детей другое отношение к чистоте, не зря они так любят побегать по лужам, покопаться в земле и поваляться в песке.

сенсорное развитие

Детям важно сенсорное насыщение, мозг развивается в это время за счет этого насыщения. Поэтому на сегодняшний день, уже стали так популярны такие специальные материалы, как пальчиковые краски, кинетический песок и другие материалы, от которых ребенок может получить тактильные ощущения, которые ему нужны для развития. Родителям, необходимо дать возможность ребенку, поучаствовать в хозяйстве, полить те же цветочки, конечно в первые разы он разольет воду, половина окажется на полу, но ничего страшно, дадим ему тряпочку, он пойдет и за собой вытрет, для малыша это игра.

Обучение культурному общению

По большей степени ребенок будет все впитывать как губка, что видит, но все равно можно говорить о научении.

обучение детей общению

Культурное общение делится на две формы:

- Форма общения

- Глубинная

Форма общения, которая отличается в разных культурах, где по-разному учат детей здороваться, общаться со взрослыми, проявлять свои эмоции.

Глубинная, что касается внутреннего мира ребенка и его эмоциональной среды. Многие думают, зачем учить, если ребенок сам научится, но на самом деле, если мы не будем говорить, проговаривать эмоции ребенка, он никогда не поймет какие они. Например, когда ребенок падает, ударился и ему больно, очень важно ему сказать: «ты расстроился, тебе больно», проговорить это. Когда мы проговариваем ребенку его эмоции, у него происходит нейронная связь, малыш связывает свои внутренние ощущения, с тем словом, которое мы называем. Когда ребенок начинает говорить, он уже сможет проговаривать свои эмоции, и родителям будет легче понять своего малыша.

как воспитать ребенка

Важно говорить не только об эмоциях ребенка, но ещё и о своих собственных, говорить о том, что мы любим ребенка, радуемся ему, но также о том, что мы расстраиваемся или нам что-то не нравится. Таким образом, мы учим ребенка тому, что другие люди тоже живые, что у них тоже есть свои чувства, эмоции, что другим тоже может быть неприятно, что у каждого человека есть свои границы, разные интересы и возможности. Таким образом, мы развиваем в ребенке эмпатию, возможность понимать чувства других людей и умение обходится с ними. Ребенок начинает понимать, что все мы разные, все мы по-разному чувствуем, начинать обучать этому ребенка можно с 3 лет.

Разрешать или запрещать

Сейчас современная тенденция все более гуманистична и предоставляет ребенку все больше свободы, но в какой-то момент, это приводит к тому, что он начинает нарушать правила.

правильное воспитание детей

Если мы хотим вырастить свободную личность, при этом с высоким уровнем адаптации к окружающему миру, то ребенку важно предоставить как опыт свободы, так и умение соблюдать правила и уважать границы других людей. Если взять пример общественного места, то мы ребенку разрешим гулять, разговаривать, но с другой стороны, мы ему запретим драться, брать чужие вещи, ребенку в этом возрасте уже нужно объяснять, что есть свои вещи, а есть чужие, чужие можно брать только при разрешении.

Можно ли воспитать ребенка без наказаний

Многие считают что воспитывать ребенка без наказаний невозможно, но это не потому, что наказание это эффективный способ воспитания, а потому, что родители не всегда бывают достаточно мудрыми, терпимыми, не всегда у них хватает сил, чтобы объяснить ребенку что-то в десятый раз и они наказывают ребенка.

нужно ли наказывать ребенка

В этом моменте нужно быть с собой честным и задать себе вопрос: «а когда же я наказываю ребенка? В какие моменты?». Скорее всего, это когда я уставший возвращаюсь с домой, у меня нет сил объяснять ребенку, мне легче наказать, либо когда я испытываю стыд за него, за плохое поведение или оценки, или когда я чувствую бессилие, что он меня не слушается. В такие моменты появляется очень много гнева, ответственность за который почему-то несет ребенок. В этот момент важно понимать, что это мои эмоции и они не имеют отношения к ребенку. Чтобы ответить себе на этот вопрос, нужно вспомнить какую-то ситуацию из своего детства, как я себя чувствовал, когда меня наказывали, было ли это педагогично, либо наоборот, я чувствовал много страха или боли в этой ситуации. Тогда будет более понятно, как ощущает себя ребенок. Не забывайте о том, что главная задача ребенка, это познавать мир, поэтому ребенок не всегда нас слушается. Для него важно получить свой личный опыт, даже если он негативный и болезненный, а родителям важно к этому терпимее относится.

Если наказания не избежать

Если наказание происходит в такой форме: «если не сделаешь, не пойдешь», то это похоже больше на шантаж и применение власти родителя. Психологи советуют немного другую форму, форма договоренности, когда мы говорим: «давай мы вначале покушаем, а потом пойдем гулять», «сначала ты мне поможешь, а потом мы пойдем играться», такое отношение двух партнеров, когда мы договариваемся, а не применяем власть.

как наказывать ребенка

Если ребенок не слушается

Если малыш совершенно отказывается, не слушается или делает больно родителю, например, когда у ребенка истерика, в данном случае важнее не наказывать и не читать нотации, а сказать о своих чувствах, о том, что мне это не нравится, меня расстраивает когда ты себя так ведешь. Так мы даем выбор ребенку, как ему поступить и обучаем ребенка эмоциям, которые мы проговаривали. Когда мы принуждаем ребенка, в нем срабатывает естественное противостояние, он чаще всего не хочет слушаться, когда мы командуем, а когда мы даем ему выбор, то тогда он, скорее всего, прислушается. Таки формы общения с ребенком, отлично описывает Юлия Борисовна Гиппенрейтер, в своей книге «Общаться с ребенком. Как?», многие психологи советуют эту книгу, так как в ней описаны детали общения, о том, что важно ребенку говорить о себе. Но не в такой форме: «Ты плохой, ты плохо сделал», а в форме Я: « Мне это неприятно, мне такое поведение не нравится». Важно то, что мы не осуждаем и не оцениваем ребенка, а даем ему выбор, также мы учим его обходиться с эмоциями других людей.